Назад

ⓘ Энциклопедия | Семейная фотография, фильм - Вики ..




Семейная фотография (фильм)
                                     

ⓘ Семейная фотография (фильм)

"Семейная фотография" - любительский короткометражный фильм Франсуа Озона, который он снял в 1988 году на плёнку "Супер-8" с участием членов своей семьи. Издан на DVD в 2002 году. В фильме намечены мотивы, получившие развитие в дальнейшем творчестве режиссёра.

                                     

1. Сюжет

Герои "Семейной фотографии" - семья из четырёх человек, родители и дети-подростки. Фильм открывается финальным кадром кинокартины Мориса Пиала "Под солнцем Сатаны" лицо умирающего священника в исполнении Жерара Депардьё, которую мать, отец и дочь смотрят по телевизору. Далее следует сцена семейного ужина, в которой к ним присоединяется сын. После трапезы он по очереди всех своих родственников убивает: матери подсыпает яд в кофе, сестру закалывает ножницами, отца душит подушкой. Трупы сын рассаживает на диване, сам располагается на их фоне и с очаровательной улыбкой делает с помощью поставленного на таймер фотоаппарата семейный снимок.

                                     

2. История создания

В конце 1980-х годов Франсуа Озон изучал кино в Университете Париж 1. По совету преподававшего там андеграундного режиссёра Жозефа Мордера Озон активно снимал короткометражные фильмы на киноплёнку "Супер-8". "Семейная фотография" - одна из примерно тридцати любительских работ, созданных им в то время. Фильм был снят в декабре 1988 года в парижской квартире родителей Озона. Помимо них в "Семейной фотографии" появились сестра и брат режиссёра. Сам он остался за кадром. Впоследствии Озон вспоминал, что родители сочли идею фильма "хорошей терапией", чтобы у него не возникло желания убить их по-настоящему. Какие личные обстоятельства стояли за сюжетом, режиссёр не пояснял, с его слов известно лишь, что юность его выдалась "бурной", и он "бунтовал против родителей, был агрессивен и замкнут". В отличие от большинства любительских короткометражек Озона, которые тот не обнародовал, считая слишком личными, "Семейная фотография" стала доступна широкой публике. Она была издана на DVD в 2002 году в качестве дополнительного материала к тематически близкому полнометражному дебюту "Крысятник" 1998.

                                     

3. Художественные особенности

Несмотря на любительский характер ленты, в "Семейной фотографии" Франсуа Озон продемонстрировал хорошие профессиональные задатки. Начало фильма выполнено в манере невинного домашнего видео, зловещие события предвосхищены быстрой сменой кадров с расслабленными лицами будущих жертв, собравшихся за обеденным столом. В сценах убийств Озон использовал в пародийном ключе такие кинематографические приёмы, свойственные жанрам триллера и хоррора, как игра со светотенью, съёмка с верхней и нижней точек. Финальная сцена с групповым снимком, впрочем, получилась мрачной. По замечанию критика Макса Кавитча, её можно трактовать как "протест режиссёра против повсеместной социальной практики использования фотографии в целях укрепления семьи", в связи с чем Кавитч вспоминает Барта, писавшего в Camera lucida: "Что я мог извлечь из рассмотрения Фотографии как семейного обряда? Она - не что иное, как след, оставленный ритуалом социальной интеграции, предназначенным поднять акции Семьи".

В "Семейной фотографии" угадываются мотивы дальнейшего творчества режиссёра, проявившиеся в снятых на 35 мм профессиональных киноработах: интерес к семейным конфликтам, которые разрешаются агрессией, убийствами, как в картинах "Виктор" 1993, "Крысятник" 1998, "8 женщин" 2002; постановка вопроса о подлинности семейных связей, предпринятая в двух последних названных лентах, а также в "5×2" 2004 и "Времени прощания" 2005. Ещё один характерный момент - использование кадров фильма Мориса Пиала, которые открывают "Семейную фотографию". Позднее синефильские цитаты стали важной чертой режиссёрской манеры Озона. Существенным обстоятельством является и внешнее сходство между Гийомом, сыгравшим сына, и Франсуа Озоном, поскольку первый репрезентует второго на экране. Тем же принципом режиссёр руководствовался, когда подбирал актёров на главные роли в короткометражных фильмах "Роза между нами" 1995 и "Летнее платье" 1996.

Бесплатно и без рекламы
не нужно скачивать или устанавливать

Pino - логическая онлайн игра, в основе которой находится тактика и стратегия. Это ремикс на шахматы, шашки и уголки. Игра развивает воображение, концентрацию внимания, учит решать поставленные задачи, планировать свои действия и логически мыслить. Не важно сколько у вас фишек, главное как они размещены!

интеллектуальная игра онлайн →