Назад

ⓘ Энциклопедия | Миметическое желание - Вики ..

Миметическое желание
                                     

ⓘ Миметическое желание

Разработка концепции началась в пространстве литературы, в работе "Ложь романтизма и правда романа" 1961, где Жирар заявляет о том, что желание лишено автономности, будучи спровоцированным моделью или образцом, выступающим также и соперником для желающего. Далее, оттолкнувшись от литературы, но не порвав с ней, Жирар придает своей теории все более трансдисциплинарный характер, привлекая для исследования миметического механизма материалы культурной антропологии и этнологии, мифологии и христианской экзегетики, а также естественных наук для иллюстрации особенностей миметизма и, начиная с работы "Насилие и священное" 1972, выстраивает дискурс, по сути, истории насилия, основой и зачатком которого является желание. Институализирующее или учредительное насилие рассматривается Жираром в качестве непосредственного результата действия миметического механизма, ядром которого является идея подражания. Идея, по словам Жирара, достаточно древняя, однако следствия ее, возможно, были поняты не до конца. Свойство человека подражать определенному образцу и более того, иметь сопернические отношения с образцом подражания, закладывается Р. Жираром в основу культуры и социального вообще. Однако любой мимесис неизбежно приводит к конфликту, и его разрешение возможно лишь путем насилия. По этой причине в архаических сообществах, где поражающая суть миметизма была схвачена, хоть и не была ясна его природа, существовали запреты на подражание и связанные с ним соперничества вплоть до убийства близнецов или одного близнеца из пары, но вместе с тем существовала практика жертвоприношения – заместительного насилия, которое если не снимало внутренний конфликт, то хотя бы смягчало его в результате максимально точного воспроизведения первоначального насилия реально существовавшего в неопределимом, но не в мифическом времени и, соответственно, первой жертвы, за счет жертв-заместителей. Если же конфликт не удается разрешить, начинается кризис, средством разрешения которого выступает коллективное насилие в отношении единственной жертвы – козла отпущения. Коллективное насилие – это единодушное насилие, учиняемое толпой и порожденное миметическим нагнетанием; в целом процесс бессознательный, и поэтому воспроизводимый в различных сообществах и по сей день. Оно позволяет снять миметическое нагнетание, приведшее к кризису и восстановить прежнюю конфигурацию социальных институтов, которая была нарушена во время того самого кризиса.

                                     

1. Миметическое соперничество

Миметическое желание является основополагающим фактором для формирования миметического соперничества, являющимся исходной позицией развертывания всего миметического механизма. Подражание, согласно Жирару, имеет скорее позитивную природу, являясь основным принципом научения, культуротворчества, поскольку "всякое изучение сводится к подражанию", и, если люди перестанут подражать друг другу, то все культурные формы, в том числе и язык, перестанут существовать. И хотя миметическое желание более всего ответственно за насилие, учиняемое нами, без него, как это ни парадоксально, человек не был бы свободен, поскольку зафиксированное желание стало бы подобно инстинкту, человек не был бы открыт ни человеческому, ни божественному. И именно в области божественного потребность в образце, согласно Жирару, наиболее остра. Желание, принципиально миметичное, всегда представляет собой тройственные отношения субъекта, объекта и соперника, где позиция последнего в каждом случае требует определения, однако неизменным остается то, что именно соперник задает для субъекта желательный объект и указывает на него собственным желанием. И наоборот: субъект всегда желает объект именно постольку, поскольку его желает соперник. В такой ситуации соперник всегда выступает в качестве образца, с которого как бы срисовывается желание субъекта. Желание действительным образом "покоится" на другом, и для того, чтобы субъект возжелал желание объекта и присвоил себе это желание, необходимо, чтобы соперник сообщил объекту его ценность и обосновал ее для самого субъекта. Однако, желание, имплицитно содержащее препятствие – неизбежность соперничества – для субъекта, вместо того, чтобы отойти и пожелать нечто другое, по выражению Жирара, начинает упрямиться и усиливаться, все больше имитируя желание своего образца, "соперничество порождает имитацию". В таком случае борьба становится необходимой, а имитация все более усиливается вследствие этой борьбы, и только соперники до последнего стараются скрыть друг от друга и прежде всего от себя самих причину этого усиления. Подобным же образом работает миметическое желание и в качестве оправдания и легитимации желания соперника субъектом, который путем имитации обосновывает желание соперника и этим делает желание соперника еще более интенсивным. Считается, что ярче всего мимесис присвоения и миметическое соперничество выражены у ребенка, т.к. его поведение вообще всегда имеет за основу какой-либо образец подражания, взятый из его окружения. Однако, замечает Жирар, бытует иллюзия, будто бы с прохождением стадии взросления, человек перестает подражать. Но это далеко не так: взрослый человек чаще просто стыдится откровенного подражательства, стыдится желать по другому образцу, хотя ведет себя так, будто он полностью удовлетворен собой и является образцом для других. Такой стыд апроприации желания Жирар связывает с боязнью обнаружения нехватки собственного бытия. Поскольку субъект полагает себя в качестве мнимо лишенного того. И именно там, по мнению Жирара, человеческая неуверенность заметнее всего, где отсутствует нужда, но есть интенсивное желание неопределенного, некоей полноты бытия, которой, как кажется, одарен образец, а если этот образец способен желать чего-то еще, значит, "желаемый объект способен сообщить еще большую полноту бытия". Таким образом, соперничество не является результатом "случайного" столкновения двух желаний на одном объекте. Удивительным образом ни заимствующий желание, ни образец желания часто вовсе не замечают процесса заимствования: желания, но и типы поведения, навыки, вкусовые предпочтения, предрассудки – все это, чреватое желанием, может быть перенято совершенно неосознанно. Но эта слепота по отношению к миметическим соперничествам вкупе с поощрением в себе бесконечного источника желания скрывает "идолопоклонническое обожествление ближнего, которое неизбежно связано с обожествлением нами себя самих", что рождает двойной конфликт, происходящий из этого двойного идолопоклонства, которое, как отмечает Жирар в работе "Я вижу Сатану, падающего, как молния", является главным источником насилия. Это осознанное, или не очень, поклонение превращается в ненависть к другому, оттого более отчаянной становится потребность в поклонении самим себе, и тем более мнится автономия от образца и видится эта образцовость в себе. Взаимное раздражение соперничающих желаний, словно зараза, рассеивается и передается третьим, запуская дурную бесконечность желания. По мере обострения и ужесточения миметического соперничества, антагонизм соперников начинает исчезать, стирая различия между ними. Теперь речь идет о завершающем этапе – устремлении к крайности, которая есть не что иное, как насильственная взаимность. Соперничество здесь может достигать такой степени интенсивности, что соперники начинают взаимно дискредитировать друг друга: крадут друг у друга собственность и не отступают даже перед убийством. Но когда обострение доходит то того, что разрушает все свои конкретные объекты желания, то соперничество само становится объектом вожделения, становится тем, что в "Насилии и священном" Жирар называет kydos – "высшая несуществующая ставка", слава с примесью мистико-религиозного элемента, который можно трактовать как то, что присуще богам и чем они позволяют временно владеть людям, но всегда одни владеют этим за счет других. Примирение может состояться только в результате осознания того обстоятельства, что человек может обладать идентичностью, которая заключается в том, что все люди друг другу идентичны, т.е. равны.

Пользователи также искали:

...

Eugene Galyona.

Желания – превращение гибельного механизма миметического М. Хайдеггер, Дисмас, спасение, миметическое желание, насилие. Феномен жертвы на перекрестке богословия и политики. Одним из центральных понятий миметической теории Жирара зитивную природу миметического желания: Миметическое желание. Мимезис и жертвоприношение как основа любой культуры Tilda. Миметического желания к инстинкту подражания Койнония. 2010. № 1 Архипов С. Концепция культуры Рене Жирара и диалогическое мышление. РеЦензИИ И ОбзОРы. Перевод статьи Рене Жирара Расстройства пищевого поведения и миметическое желание. Список литературы. Введение. Актуальность темы​.


Как читать Жирара.

В философии известны, по крайней мере, две концепции желания: подражательное, миметическое желание другого поиск признания со стороны. Книга: Театр зависти. Уильям Шекспир Рене Жирар. Купить. Электронные книги и статьи из каталога Введение в философию желания ​1500.00 руб. Скачайте в онлайн библиотеке Rucont.


Номер 3 Миметическое насилие и современная этология: к.

Перевод Алексея Зыгмонта: 2019. Основные идеи: Миметическое желание подражая другому человеку, равняясь на другого, мы. История философии. Энциклопедия. ЖИРАР. Теорию миметического желания, согласно которой желание включает не Борьба за объект желания оказывается неизбежна и появляется насилие. Григорий Дашевский о критике Рене Жирара Коммерсант. Желание без объекта, приводящее к миметическому соперничеству, несет потен циальную угрозу для стабильности в обществе угрозу.


Рене Жирар. Понятие миметического желания.

Механизм миметического желания. Научный желание формируется не как отношение между субъектом и объектом, а по принципу треугольника:. Жирар Р. Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и. Автора, концепцией так называемого миметического желания. объяснить в нескольких словах, что такое миметическое желание,. Кино, Вирджиния Вульф и опыт времени. Номер 69. Но после упражнения появится искушение назвать все желания на в сторис Instagram по одному клику, миметическое желание легко. Рене Жирар Rene Girard ВКонтакте. Желание без объекта, приводящее к миметическому соперничеству и миметическое заражение, желание без объекта рассмотрим важные для. МИМЕЗИС Электронная библиотека Института философии РАН. Наше общество единственное, как мы сказали, которое может вызывать миметическое желание в многочисленных сферах, не боясь развязать.


Рене Жирар и его теория общества СЛОВОСФЕРА.

То есть желание, которое не находит удовлетворения. показывает, что миметическое желание самой литературы увидеть бархат, жемчуга и зубы. Жирар теоретик судьбы Михаил Гефтер. Прежде всего, необходимо установить принцип миметического желания, Миметическое желание порой так неразрывно соединено с чем то другим,.


Рене Жирар СИСТЕМА БРЕДА Эссе FEDY.

Французский философ Рене Жирар разработал концепцию миметического трехстороннего желания, согласно которой желание включает не только. Рене Жирар: философия откровенности Троицкий вариант. При такой медиации миметическое желание ведет к образованию с Фрейдом и Максом Шелером предшественниками миметической теории желания.

Скотт Маккензи. Миметическая государственность Cineticle.

Каждое миметическое воспроизведение предполагает насилие или Р.Ж.: В этой статье миметическая теория желания недолжным образом. СОВРЕМЕННОСТЬ И ЭСХАТОЛОГИЯ: РЕНЕ ЖИРАР И. Перничества из за общего объекта желания –. миметический кризис, лежащий, согласно. Жирару че, как миметическое желание насилия, с дру ​. Желание как философско методологическая проблема. Когда желание присвоить один и тот же объект благодаря мимесису Путь к разрешению миметического кризиса с помощью жертвоприношения.


Лекция: Чудовищный двойник и Козел отпущения: введение в.

В основе теория миметического желания. Человек существо желающее​. Желание однако не знает чего желать, оно желает. Мимесис и насилие: критика Р. Жираром концепций З. Фрейда и. Конечный итог и истина миметического желания, истина, которая пытается РЕНЕ ЖИРАР. Этим принципом является само миметическое желание и. Жирар Р. Вещи, сокрытые от создания мира заказать в Санкт. Есть некоторые произведения, где рутинный механизм миметического желания, точнее, желания от другого, подвергается осознанию. Журнал Вопросы философии Современность и эсхатология. Сутствует насилие, которое является следствием миметической природы желания Таким образом, миметическое желание становится виновником.


Введение в философию желания 1500.00 руб., Мальцева А. П.

Спасение миметическое желание насилие eschatology apocalyptics природы желания превращение гибельного механизма миметического. Парадоксы насилия в свете фундаментальной антропологии. Самодержавие, власть, миметическое желание. Смутное время, Рене Жирар. УДК: 304.2 304.9. В статье на историческом материале Смутного. Фантомный объект желания и утечки насилия Горький. Миметическое желание всегда направлено на желание, которое уже является миметическим желания притягивают друг друга, копируют друг друга и. Желание vs биовласть: танцевальная революция ХХ века. Миметического желания, впрочем, не настаивая на снижении роли всегда направлено на желание, которое уже является миметическим желания.


Вся наша жизнь – подражание Новая Этика: добро и зло в.

Первую часть теории – концепцию миметического желания – Жирар сформулировал в книге Ложь романтизма и правда романа3. Ключевая. Скончался Рене Жирар Блог Предание.ру. При такой медиации миметическое желание ведет к образованию ​извращенной трансцендентности – к сакрализации персонажей ​медиаторов,. Неидиллические пасторали Saint Petersburg State University. Миметическое желание – не мимолетная фантазия раннего. Шекспира, а сквозной мотив, который прослеживается не только в его пьесах, но и в поэме.


Конференция Ломоносов 2017 Секция Lomonosov.

Главный тезис Жирара первого этапа желание не автономно, оно важен для понимания миметической сущности желания?. Миметический кризис в проекте Обсерватория культуры. Рассказал о своей теории миметического подражательного желания в некоторых источниках встречается вариант миметического насилия.


Михайлов Григорий Петрович ИДЕЯ ЖЕРТВЫ В.

Распластавшегося желания на обреченных поверхностях изобретенной сокрой миметическое желание кружась под Ваенгу рядом с. Желания допустимые и недопустимые: Рене Жирар об одной. Сам предмет любви, на который направлено миметическое желание, не имеет внутренней ценности, его престиж и шарм являются. Существуют ли научные работы, критикующие миметическую. Шекспира и находит там подтверждения своей миметической теории. того, что они желанны кем то еще мы подражаем или копируем их желания. Теория священного в работе Рене Жирара насилие и. Вывести на арену миметической теории диалектику Гегеля, безумие Гельдерлина, технику Наполеона и умозаключения Клаузевица,.

...